Центры православного
паломничества в Болгарии
Обращаясь к теме православных
святынь Болгарии, следует отметить, что центральное место среди них занимают
монастыри. История создания большинства из них уходит корнями в глубь веков.
Создание монастырей началось с христианизации Болгарии, осуществленной мудрым
политиком князем Борисом I во второй половине IX века (865 г.). С этого момента,
когда христианство становится официальной религией Болгарии, начинается
радикальный переворот в сознании и духовной жизни народа. Обращение болгар к
вере во Христа нашло отражение и в национальной культуре. Болгария становится
центром славянской письменности и культуры.
Болгарские монастыри – явление
уникальное, самобытное и близкое душе каждого православного славянина. Среди
всех монастырей Болгарии главным, без сомнения, является Рильский монастырь
Пресвятой Богородицы.
Каждое лето монастырь принимает многочисленные группы
паломников и туристов, обширный двор обители становится похож на оживленную
площадь. В остальное же время иноки и посетители монастыря остаются наедине с
тишиной, которую нарушает лишь шум реки Друшлявицы и монастырских источников.
Во всем этом безмолвии ощущается незримое присутствие
основателя и хранителя Рильской обители святого Иоанна.
Святой преподобный Иоанн Рильский родился в последней
трети IX века и принадлежал к первому поколению болгар, выросших после крещения
Болгарии. Как свидетельствуют почти все его жития, родом святой был из
Средецкой (сейчас Софийской) области, а точнее из села Скрино. С раннего
детства ушедший от мирской суеты, стремившийся к просвещению, благочестивый
отрок после смерти родителей раздал все свое имущество селянам, затем принял
постриг и находился на обучении в монастыре святого Димитрия, расположенном у
подножия горы Руен, который тогда был очагом духовной жизни и просвещения. По
завершении обучения Иоанн оставил Руенский монастырь и стал жить отшельником,
не заботясь ни о пропитании, ни о теплой одежде, ни о жилье.
Живя отшельником, монах Иоанн часто был гоним не
понимающими его людьми – язычниками, разбойниками. Он смирялся, терпя их брань,
уходил, долго скитался по горным просторам юго-западной Болгарии пока, наконец,
не остался навсегда жить в окрестностях горы Рилы. Вдали от больших дорог и
городов он нашел себе старое огромное дерево и поселился в его дупле, проводя
все время в молитве, желая укрыться от людей и суетного мира. Недалеко от
места, где поселился святой отшельник, пастухи пасли стадо и не могли не найти
святого. Они очень удивились, встретив молитвенника, жившего в Рильской пустыне
без теплой одежды, пищей которому служил только горох, чудесным образом росший
вокруг его жилья на неплодородной почве. Святой Иоанн угостил пастухов горохом,
благословил их и тепло проводил. И с тех пор «пастухи стали проповедниками
добродетелей преподобного».
От человека к человеку передавался рассказ о
необыкновенном старце из Рильской пустыни. Благочестивый народ со всей Болгарии
стал стекаться к месту обитания Иоанна и, подражая ему, «одни оставались жить у
него, другие приходили для того, чтобы услышать его назидательное слово, третьи
просто хотели увидеть святого и получить благословение, за исцелением приходили
больные люди – и никто не уходил от старца обделенным, всякий получал желанную
благодать Христову. Каждому святой Иоанн давал потребное, но не надменно,
как бы преподнося великий дар, а словно исполнял свой долг, и смиренно, будучи
необыкновенным и скорым врачом…, исцелял все болезни. Тех, кто пожелал остаться
с ним, он вел ко спасению» (1). Таким образом, само бытие святого Иоанна
становилось лучшим свидетельством глубины православной веры.
Постепенно вокруг жилища святого Иоанна образовался
монастырь, непохожий на другие обители своей евангельской простотой и глубиной
нищелюбия. Презрение суетной славы, восстановление в душах страдальцев
нарушенного духовного равновесия вызывало такой резонанс в обществе, что в
отдаленный от столицы монастырь потянулись люди разных сословий.
К преподобному Иоанну, популярному среди бедного люда,
как простой паломник пришел однажды и сам царь Петр, что подтверждают многие
исторические источники и жития святого. Получив безупречное образование в
царьградской Магнаврской школе, царь в смирении желал услышать мудрые речи
старца и получить его благословение. Однако личная встреча между ними так и не
состоялась, что очень опечалило царя. В житии сказано, что царь Петр и Иоанн
лишь обменялись посланиями. Царь Петр получает от святого теплый, ободряющий
ответ и полезные напутствия.
За несколько лет до смерти святой оставляет своим
ученикам «Завет» – небольшое собрание правил для монаха. «Завет» святого Иоанна
Рильского это документ, который свидетельствует о тех духовных основах, на
которых только и может произрастать монастырская жизнь. Величие подвига
основателя Рильской обители открывается, прежде всего, в поразительном
смирении, с одной стороны, а с другой – в глубоком понимании, что смысл жизни
инока заключен в полной отдаче себя на служение Богу и людям. Почти не
оставляет сомнений факт основания в молодой Рильской обители школы для монахов,
где не только обучались, но, видимо, переводили и переписывали книги. Монастырь
и образование в то время были неделимым целым – долгом монаха или
священнослужителя было знание грамоты. Вероятно, в монастыре имелась и своя
библиотека.
Неподалеку от обители расположена постница святого
Луки. Здесь в середине XIX века находилась келейная школа, где учительствовал и
творил болгарский просветитель Неофит Рильский. Чуть далее на северо-восток от
монастыря отстоит постница святого Иоанна Рильского или Старая постница, с
церковью, где хранится гроб святого Иоанна. Она встроена в пещеру –
прижизненное жилище святого отшельника. Тут же находится камень, на котором в
молитве проводил он дни и ночи. По дороге от Старой постницы к монастырю
открывается вид на несколько горных вершин. Одна из них называется «Царская
вершина», и по преданию, именно до нее добрался царь Петр, желавший
побеседовать со святым Иоанном.
Бачковский монастырь
Пресвятой Богородицы Петричской
Расположенный среди живописной
природы Южной Болгарии Бачковский монастырь по величине, художественному и
культурному значению можно сравнить только с Рильским монастырем. Он был
основан в 1083 году византийским полководцем Григорием Бакуриани, грузином по
происхождению. Тогда братия обители состояла только из монахов-грузин.
Монастырь имел полное самоуправление, владел большими богатствами, и его
территория простиралась на многие километры. При царе Иване Александре
монастырь населили болгары, и он получал от правителя поддержку и щедрые дары.
С момента основания в обители не угасала
литературно-просветительская работа. В первые годы завоевания страны османами в
Бачковский монастырь был сослан патриарх Евфимий Тырновский, продолжавший в его
стенах свои труды. Затем монастырь разрушили турки, но уже к концу XVI века он
был восстановлен. Именно Бачковский монастырь стал наиболее значимым духовным и
просветительским центром в тяжелые для Болгарии годы. Монастырь обладал большим
авторитетом, являлся местом массового паломничества. За все время турецкого
владычества в нем было построено и расписано несколько церквей.
На сегодняшний день Бачковская обитель является
настоящей сокровищницей болгарской культуры прошлого. Это редкий монастырь
Болгарии, в котором уцелели старые монастырские постройки и фрески. В музейной
коллекции монастыря собраны реликвии, связанные с его историей и духовным
развитием – иконы, старопечатные книги, предметы церковной утвари. Как и в
былые годы, в обители проходят службы и молятся иноки.
Троянский монастырь
Успения Пресвятой Богородицы
Троянский монастырь, третий по
величине в Болгарии после Рильского и Бачковского, расположен на северном
склоне Троянского Балкана среди живописной природы. Он стоит на берегу быстрой
горной реки Черни Осым. Воздух в этих краях отличается особенной свежестью.
Становление Троянского монастыря происходило в трудные
годы османского владычества, но обитель, много раз подвергавшаяся нападениям
турок, разорению, достойно выдержала все испытания. Монастырь был крепкой
опорой нуждающимся в прошлые столетия, и поныне в нем постоянно проходят
богослужения, трудится монастырская братия, нет недостатка в богомольцах.
В эпоху болгарского Возрождения при монастыре были
открыты келейные школы. Троянская обитель активно участвовала в освободительной
борьбе против османского ига. В монастыре Василом Левским был организован
революционный комитет, в который входили монахи и троянская молодежь.
Интересен своей оригинальностью архитектурный ансамбль
монастыря. Особую ценность представляют настенные росписи, выполненные
знаменитым мастером самоковской школы живописи Захарием Зографом.
Роженский монастырь
Пресвятой Богородицы
Дорога к Роженскому монастырю
пролегает среди удивительной природы, она петляет среди скал и возвышенностей
причудливой формы. Сам монастырь расположен на вершине холма, и при подъезде к
нему открывается вид на просторы Южной Болгарии и Греции. Самое раннее
упоминание о монастыре встречается в рукописи XIII-XIV века. Однако конкретных
исторических сведений о жизни в монастыре в то время не сохранилось.
После нападения турок монастырь был обновлен в XVI веке. Тогда же была
построена или отреставрирована существующая сейчас монастырская церковь.
Большую ценность и интерес представляют ее оригинальные старинные росписи и
резной иконостас, выполненный виртуозно талантливыми мастерами в XVIII-XIX
веках.
Монастырь по праву считается одним из крупных центров
болгарской духовной культуры периода османского владычества.
На данный момент монастырь
действующий, но, к сожалению, как и во многих современных монастырях Болгарии,
насельники сетуют на недостаток молодых кадров.
Килифаревский монастырь
Пресвятой Богородицы
История создания и расцвет
Килифаревского монастыря тесно связаны с подвижнической жизнью святого
преподобного Феодосия Тырновского и его ученика Евфимия, патриарха Тырновского.
Монастырь основан в середине XIV века по указу царя Ивана Александра неподалеку
от Тырново. Вскоре он стал одним из главных центров духовной культуры в
Болгарии. На данный момент монастырь действующий.
Черепишский монастырь
Успения Пресвятой Богородицы
Черепишский монастырь расположен у
подножья величественных скал на берегу реки Искыр. Свою историю он начинает в
конце XIV века, но особо ценный вклад в духовную культуру Болгарии вносит
позже, в XVII-XIX веках, когда обитель была известна своей духовно-просветительской
деятельностью. В монастыре трудились поколения писателей, переводчиков и
каллиграфов, оставивших ряд ценных памятников литературы. В эпоху турецкой
экспансии Черепишский монастырь поддерживает постоянную связь
с русскими обителями. В XVIII веке история монастыря тесно связана с именем
святого Софрония, епископа Врачанского. Епископ Софроний почитаем в Болгарии не
только как подвижник, пастырь, способствовавший духовному укреплению своей
родины, но как многосторонняя творческая личность, автор, переводчик, учитель и
даже политик, всю свою жизнь посвятивший просвещению болгарского народа,
сохранению и умножению его самобытной культуры, борьбе за национальную
независимость.
Духовный подвиг епископа Софрония приобретает
совершенно особое значение для народа Болгарии, если обратить внимание на
тяжелую ситуацию, сложившуюся в середине XVIII – начале XIX веков в болгарских
землях.
Росписи в старой церкви почти не
сохранились, они были созданы в середине XIX века живописцем Тревненской
школы. Но те, что сохранились, и сегодня впечатляют, приковывают к себе
внимание паломника.
Монашеская жизнь в обители не угасла и теперь, при
монастыре открыта духовная семинария. Люди со всей округи стекаются в монастырь
на праздничные службы.
Гложенский монастырь
св. Георгия Победоносца
Гложенский монастырь по местному
преданию (пока научно не подтвержденному) был основан русским князем Георгием
Гложем, который с разрешения болгарского правителя Ивана Асена II поселился в
этих местах, спасаясь от преследования татар. Как и многие обители Болгарии,
пережив период запустения после установления турецкого ига, с конца XVI века
Гложенский монастырь вновь набирает силы и превращается в
культурно-просветительский центр. В XVIII веке в двух метохах (подворьях)
монастыря созданы келейные школы. Позже, в период национального Возрождения,
при игумене Евфимии Симеонове, близком друге Васила Левского, Гложенская
обитель принимает активное участие в освободительной борьбе.
К настоящему времени древних построек или росписей в
монастыре практически не сохранилось и монашеская жизнь угасла. В зимнюю пору
до обители почти невозможно добраться – она расположена на высокой скале,
открытой ветрам, и путь туда лежит по трудной извилистой дороге.
Обратив внимание на незначительную
часть богатейшего монастырского наследия Болгарии, хотелось бы в заключение
отметить следующие моменты.
Созидание монастырской культуры в
Болгарии на ранних этапах развития начинается сразу с очень высокого духовного
и культурного уровня, поскольку у его истоков стояли универсально образованные,
духовно взращенные ученики святых Кирилла и Мефодия.
Редкая способность сочетать подвиг безмолвия и подвиг
учительства, что так ярко проявилась в жизни святого Григория Синаита, Григория
Паламы, Иоанна Рильского, Феодосия и Евфимия Тырновских, дала удивительные
плоды в саду монастырской культуры. Не будь этих плодов, т.е. целой плеяды
подвижников духа, бывших одновременно высоко образованными людьми, Болгарию в
годы рабства ожидала бы деградация народа или массовый переход в ислам.
Притягательность и сила монастырской культуры Болгарии, вызревшей с IX по XIV
века, была столь велика, что даже разрушение монастырей в годы османского ига,
как правило, не становилось итогом их бытия – они возрождались монахами и
мирянами. Более того, именно в условиях турецкого рабства, несмотря на
систематические угрозы, грабежи и поджоги обителей, возрождались уникальные
монастырские комплексы, которые являлись не только духовными, но и культурно-просветительскими
центрами.
|