История
храма, история креста - история знамения с неба. 1423 год - эта дата
появилась в летописи, повествуя о животворящем Кресте (11 июня по новому
стилю). Никольский погост называлось то место, где пасли местные пастухи
скот. Пасли и пасли, дело привычное... Только вдруг увидели они в глубине
большой столб света. Убоялись, конечно: откуда быть свету там, куда человеку
пробраться невозможно, засосет болотная жижа. А столб несказанного света
стоял и стоял. Звал к себе вопреки житейской логике. Перекрестились и пошли.
По топям, прыгая с кочки на кочку, по темноте - к Свету. И увидели Крест, а
на нем распятого Спасителя. А рядом стоящего среди болотной топи Николая
Чудотворца с Евангелием в руках. Страх подкосил ноги пастухов, рухнули они
перед Божьим чудом в священном трепете. А когда потихонечку пришли в себя,
услышали голос от Господнего Распятия: «Будет на сем месте благодать Божия и
дом Божий. Исцеления многие будут...» Быстро разнеслась окрест весть о
явлении Креста. Собрался православный народ, выбрал представителей идти к
местному епископу и просить благословения на строительство храма.
Благословенная грамота была получена: строить храм во имя святителя и
чудотворца Николая, а предел - в честь Животворящего Креста Господня. Много
явных чудес и знамений происходило, пока строился храм. Храм решили не на
самом болоте, а чуть поодаль. Но, видно, не было на такое отступление воли
Божьей, не задалось строительство. И стал Никольский погост строительной
площадкой. А в ночь перед закладкой первого камня строители за свое смирение
и послушание были утешены: сильный поток воды смыл застоявшуюся болотную жижу
и оголил маленький кусочек суши. Стройте храм Божий... Построили. Дубовую,
ладную, крепкую церковь. И водрузили в той церкви явленный Крест. Но проходит
время - случается в храме пожар. Первое, что хватились спасать местные
жители, - конечно же, Крест. А он ни с места. Церковь сгорела дотла. Но
какова же была радость православных, когда на горячем еще пепелище нашли они
Крест, пречудный, невредимый. Благословясь, начали строительство нового
храма. Торжественно освятили его и водрузили в нем чудотворный образ Распятия
Христова по правую руку от Царских врат, а икону святителя Николая - по
левую. «Будут многие исцеления и чудеса от Животворящего Креста...» -
услышали пастухи Никольского погоста, когда обретали Крест. Нет случайных
слов при чудных Божьих знамениях. Исцеления от Креста начались еще в первом,
сгоревшем, храме. Их записывали в особую книгу, которая хранилась в церкви.
Да только сгорела та книга. А в новом храме, по нерадению церковного причта,
добрая традиция записывать чудеса исцелений не прижилась, пока не приехал
помолиться перед Крестом благочестивый боярин из Москвы Петр Лукич. Стал
расспрашивать о чудных явлениях от Креста, а в храме только плечами пожимают.
Да, исцеляются многие, но конкретно никто ничего припомнить не мог.
«Забвением и небрежением великая благодать Божия оставляется», - укорил Лукич
нерадивых православных. Устыдились да и восстановили в храме летопись чудес.
Писалась она быстро и радостно, странички перелистывались одна за другой. Мне
удалось познакомиться с многочисленными чудесами, записанными в ту летопись:
исцелениями бесноватых, прозрением слепой девицы Евдокии, возвращением сил
расслабленному отроку Никите. Много чудес, о всех не расскажешь. Деревянный
храм Никольского погоста просуществовал до 1776 года. На его месте построили
каменный. Паломники ехали к Кресту со всех концов православной Руси. Омывали
слезами святое Распятие, преклоняли колена и просили помощи, утешения,
исцеления, укрепления в вере, Божьих милостей и вразумлений. Но... Это «но»
как высокий бугорок на пути почти всех Божьих храмов и православных святынь.
Через него не перескочить с разбега, а только усилием устыженной памяти
перебраться с трудом и виной за неправедный труд и озлобленность наших
потомков. Но пришли богоборческие годы. Разорили храм, закрыли за
ненадобностью, ведь с Богом жить - одно беспокойство. Чудотворная икона
святителя Николая исчезла. А разве Животворящий Крест оставлять можно? Ну и
что с того, что бабушка шла сюда долгими верстами, сбивая в кровь ноги, дабы
вымолить тебе, родившемуся заморышу и, по мнению врачей, «нежильцу», телесное
здравие и силы? Вот он ты. Крепкий, розовощекий, кровь с молоком, стоишь
перед Крестом Животворящим и ухмыляешься. За воротом рубашки пусто, нательный
крест ты снял. Несподручно с крестом-то идти тягаться с Крестом. Давай-ка его
вынесем! А Крест ни с места. - Неси пилу! На куски распилим! А пила, уж на
что въедливы ее зубы, об Крест их сломала. - Топор давай! На щепки его! Все
равно одолеем! - Топор соскакивал и бесполезно стучал по Распятию. Конечно,
они испугались. Крест явной чудесной неприкосновенностью вразумлял неразумных
детей Небесного Отца. Остановитесь! Но они испугались не явного знамения, а
своего страха. И, загнав страх в глубины неправедного сердца, в заполошной
злобе стали лить на Крест соляную кислоту. Темные пятна по Распятию - все,
чего добились. Рассказывают страшную историю. Один любопытный атеист решил
исследовать породу дерева(!) Животворящего Креста. И - надумал отпилить палец
на правой ноге Спасителя. Дерево на этот раз поддалось... Вскоре у
несчастного загноился мизинец правой ноги, началась гангрена. В страшных
муках он скончался. Мне рассказали, что одна местная жительница решила унести
Крест из храма, понимая, что богоборцы в покое его не оставят. И она на своих
плечах несет огромный тяжелый Крест именно сюда, в Годеново, где он, по
милости Божьей, сейчас находится. Все было не так просто и здесь. Староста
храма убегала в лес и пряталась там, узнав, что завтра придут «разбираться» с
церковью. Приходили. Несколько раз. Постоят перед массивными церковными
вратами, подергают дверную ручку - и уходят. Сейчас в Годеново подворье
Свято-Николаевского Переславского женского монастыря. Здесь в храме святителя
Иоанна Златоустого и находится ныне Животворящий Господний Крест.
|